Психология Twitter

В Уанете Twitter стал достаточно популярным лишь в прошлом году. Сначала он казался интересным только для интернет-гиков и SMM-менеджеров, теперь же все больше рядовых людей знакомятся с новой социальной сетью.

Такое развитие событий повторяет аналогичный на Западе, где популяризация Твиттера происходит уже четвертый год гигантскими шагами. Возникает вопрос - почему возможность «писать публичные SMS-ки» стала такой популярной?

Конечно, ответ можно дать простым опросом твиплов. Вот основные причины:

1) Это весело.

2) Это дает возможность встретить новых людей.

3) Это позволяет оставаться в курсе событий друзей.

4) Это еще один канал маркетинга.

Вроде бы все очевидно, но почему именно Twitter собрал аудиторию аж в 190 миллионов буквально за пару лет? Разве раньше у нас не было возможностей веселиться, встречать новых людей или общаться с друзьями? Понятно, что здесь должен быть и определенное психологическое основание. Разберем его до лодыжек.

Во-первых, это социализация. Этот пункт, наверное, касается всех ныне популярных социальных сетей. Испокон веков люди объединялись в общины по 30-70 человек для выполнения определенных общественных дел. С приходом промышленной революции ручной труд стала заменяться машинным. Люди стали отделяться друг от друга, выезжать на заработки, строить собственную карьеру и так далее, теряя таким образом связь с семьей и друзьями. Но необходимость в близком кругу общения осталась и по сегодняшний день, и именно поэтому мы создаем небольшие общества других местах - в церкви, на работе, на занятиях по танцам, а теперь и в Twitter.

Это является первопричиной того, почему мы отправляем твиты, висим в фейсбуке и проверяем почту - нам не хватает общения с другими. Но в отличие от других социальных сетей, Twitter оставляет ощущение слежения за событиями в режиме реального времени, а ваши фолловеров становятся психологически ближе, чем соседи на этаже. Это именно то, что присуще непосредственно общению в его первоначальном виде.

Во-вторых, все мы хотим занимать какую-то позицию в этом мире, иметь определенное важное значение. Об этом говорит и иерархия потребностей Маслоу. Напомню, она имеет вид пирамиды, имеющей в своей основе низкие физиологические человеческие потребности (еда, тепло и т.д.), а в верхушке - потребность самоутверждения или самоактуализации. В этой пирамиде Twitter расположен выше, потому что он удовлетворяет наши социальные потребности в виду, доверии, общественном признании. Именно понимание того, что мы являемся частью определенного общества позволяет нам чувствовать, что мы кому небезразличны и даже уникальные, а потому достойны такого отношения.

В-третьих, это страх одиночества. Интересный вывод относительно этого делает когнитивный нейрофизиолог Дэвид Льюис из университета в Сассексе:

"Желание твититы может говорить об определенном уровне одиночества, по которой кажется, что если люди не замечают вас, то вы перестаете существовать. Twitter может предупредить это одиночество, но не вылечить его". То есть, перефразируя Декарта:

«Я твиттю - значит, я существую».

На самом деле, читая эти строки, не очень хочется осознавать, что если вам нравится писать твиты, то вы хотя бы немного одиноки. Собственно, в этом нет ничего плохого, даже датский философ Серен Кьеркегор свое время сказал, что настоящий героизм - это быть открытым и приносить себя в жертву ради общего.

Хотя конечно, в некоторых сложных случаях твиттеромания становится выражением нарциссизма и страха остаться наедине с самим собой. Тогда Твиттер становится неким цифровым наркотиком, причем если вы уже подвластны ему, то его никогда не бывает достаточно. Здесь меня поймут те, кто хоть раз не мог заснуть и от нечего делать читал Twitter-ленту или бродил хештег-листами. Главное понимать, что одиночество - не главная причина собственной преданности к Твиттеру, иначе стоит бить тревогу, ведь в вашей жизни явно чего-то не хватает.

Вернемся к пирамиде Маслоу и наивысшей потребности человека в самоутверждении. Согласно теории экзистенциальной психологии, главное стремление личности, желающий самоутвердиться, это найти свою уникальную жилку, приобрести индивидуальности в своем существовании. Но разве помогает в этом Twitter, или он лишь второстепенный фактор, способствующий социальном развитии человека?

Последний вариант кажется намного логичнее, ведь с помощью самовыражения мы не ищем себя, а проявляем. Таким образом, Twitter можно воспринимать просто как некий очередной социальный произведение, инсталляцию концептуального искусства, создана и продолжает создаваться людьми и для людей с помощью 140-символьных хайку. А вот какой след и вообще его стоит каждому оставлять в этом творении - это уже индивидуальный вопрос.