Специфика восприятия контента в интернете

Если вы ведете блог, то, возможно, вам знакомо чувство, когда взлелеянную, рожденную в тяжелом труде статью никто не читает. И вы не можете понять причины. Кажется, и тема выбрана правильно. И стиль подобрано адекватно. И слова использованы именно те, которые нужно! Статья написана интересно, и, бесспорно, должна быть полезной значительной части вашей ключевой аудитории.

И все равно - ни одного комментария, ретвита или лайка в Facebook.

Вы готовы воспринять это и адекватно отнестись, если сами чувствуете, где совершили ошибку, а где откровенно схалтурили. Знаете, что статья не дотягивает до уровня ваших привычных публикаций. Но если все сделано вроде бы правильно - можно попасть даже в глубокую депрессию из-за непонимания причин такого провала. Я промолчу о том, что мотивация к дальнейшему ведению блога испаряется пропорционально количеству таких "незамеченных" публикаций.

Отчаявшиеся провалом, вы делаете вывод, что вам следует продолжать работу над своими авторскими (писательскими) навыками. И возможно, через 2-3 года ваши статьи наконец начнут замечать ...

В действительности же решение может быть гораздо проще и не иметь ничего общего с писательским мастерством. Основная причина "незаметности" вашей статьи вполне может заключаться в недотирманни специфики восприятия контента в интернете.

Традиционные книги VS Интернет-контент

Вы, конечно же, слышали, что поведение читателя в интернете существенно отличается от поведения читателя в оффлайне. То как мы читаем бумажную книгу совсем не похоже на чтение обновлений любимых блогов в ридере.

Дело в том, что к книгам как правило попадает проверенный и качественный контент. Да и книги попадают к нам не все подряд - а только отобраны. Те, за которые мы готовы были заплатить деньги, а значит уверены в ценности информации, которую они несут.

С интернет-контентом - иначе. Развитие Web 2.0 сделал интернет доступным для каждого, что не могло не сказаться на качестве контента, который здесь публикуется. Читая очередную статью в одном из миллионов блогов, вы никак не можете быть уверены, что именно эта статья окажется интересной и полезной для вас!

Немножко исправляет ситуацию предварительный отбор качественных блогов и подписка на лучшие с помощью RSS-ридера. Но такое решение рождает новые проблемы. Если раньше вы читали только то, что нашли в Google, то теперь ридер постоянно напоминает: у вас есть 100, 200, 300 ... 1000 + непрочитанных записей. И вы начинаете чувствовать себя обязанным их пересмотреть. Ведь недаром вы подписались именно на эти блоги. Вероятность потенциально интересных и полезных публикаций среди их перечня достаточно высока!

Специфика восприятия контента в интернете следует из его особенностей. Информации, к которой читатель имеет свободный доступ, здесь гораздо больше, чем в офлайне. Но никто не может гарантировать ее качества. Единственный способ убедиться, что выбранный контент будет интересным и полезным - проверить это самостоятельно. Проблема в том, что при всем желании человек не может прочитать не только несколько тысяч, а даже несколько сотен публикаций в день. И остается только одна альтернатива...Сканировать...

Не стоит недооценивать влияние специфики восприятия информации в интернете на продвижение вашего контента

Даже если вы сейчас занимаетесь именно тем, чем занимается большинство интернет-читателей - то есть сканируете эту статью вместо того, чтобы читать ее - все равно я уверен, что вы обратили внимание на слово "сканировать" в предыдущем абзаце!

Почему?

Ответ очевиден! Потому что оно выделяется на фоне остального текста да еще и выделенное в отдельный абзац. Одно слово в абзаце! Несомненно, это очень важно.

Секреты правильного форматирования текста

А вот еще несколько техник, как сделать ваши тексты благоприятными для сканирования:

1. Используйте короткие абзацы и оставляйте как минимум одна пустая строка между ними. Эта банальная и простая техника делает вашу статью куда более "дружественной" к читателю. Если в книгах до сих пор используется традиционная техника отделения абзацев с помощью отступления первого слова на несколько букв, то в интернете этого мало. Нужно добавить как минимум одна пустая строка между абзацами. Опять же - это способствует сканированию!

2. Не пренебрегайте привлекательными подзаголовками. Если я хоть что-то понимаю в психологии читателя - то могу гарантировать - подзаголовки он прочитает. Так же, как вы только что прочитали подзаголовок данного абзаца, хотя, возможно, не читаете этих слов.

По своей сути подзаголовок является не менее важным, чем заголовок статьи и принадлежит к тому типу контента, который будет прочитан в первую очередь. Поэтому не пожалейте потратить на него несколько больше времени и позаботиться о привлекательности названий! Именно они заставят читателя "отложить" другие блоги и принять решение прочитать вашу статью от начала до конца.

3. Списки и перечни. Несмотря искреннюю ненависть в списки некоторых авторов и читателей - их эффективность очевидна! И основное преимущество такого форматирования, как перечень, опять же заключается в простоте сканирования: пробег по пунктам перечня - и имеешь представление о статье.

Проблема списков и перечней состоит не в том, что они "плохие" сами по себе, а в том, что увлекшись этой техникой, авторы пытаются применить списки даже там, где они контекстно неуместны. А банальное и неинтересное наполнение пунктов искусственного списка способно раз и навсегда отвратить читателя не только от статьи, но и от ресурса, на котором она опубликована. Поэтому не стоит злоупотреблять.

4. Изображения и подписи к изображениям. Исследования показывают, что статьи, в которых используются изображения, обращают на себя внимание читателей гораздо чаще, чем публикации без иллюстраций. Но что стало для меня настоящим открытием - так это тот факт, что подписи к изображениям относятся к контенту, который читается на уровне с заголовками. Поэтому, если вам есть что иллюстрировать - воспользуйтесь этим преимуществом и используйте интересные и информативные подписи.

5. Полезные ссылки увеличивают привлекательность контента и мотивируют читателя! Внутренние ссылки на ваши лучшие статьи не только способствуют форматированию публикации и делают ее более благоприятной для сканирования, но и побуждают читателя дольше оставаться на сайте и "бродить" по архивным материалам. Вероятность того, что случайный читатель станет постоянным растет с каждым последующим переходом по такой ссылке. Ведь это означает, что ваши публикации его действительно заинтересовали!

6. Цветное и визуальное форматирование. Для того, чтобы подчеркнуть важную концепцию, можно использовать жирный шрифт или даже цвет. Но помните, что этой практикой нельзя злоупотреблять. Иначе ее эффективность будет нулевой!
 

Форматирование и содержание (о вдумчивых читателях)

Настало время поделиться с вами откровением, которое, возможно, является неочевидным из предыдущего текста, но если вы его не поймете - можете смело забыть о успешный блог и лояльных читателей: форматирование способно дольше остановить взгляд посетителя на вашей статье, но главным всегда был и остается содержание. А он от форматирования никак не зависит!

Форматирование в коем случае не должно стать оправданием бессодержательности или отсутствия основного сообщения. Если вам не о чем рассказать читателю - ни форматирование не исправит этой ситуации.

Несмотря на важность форматирования простого сканирования публикаций, лояльным вашими читателями являются те - которые не сканируют, а читают от начала до конца. Один такой читатель стоит дороже, чем десяток случайных "сканеров". Поэтому форматирование не панацея - а просто полезный инструмент, который помогает случайным читателям решить, стоит уделить вашей статье и блоге больше внимания.

Именно сканируя статью, читатель принимает решение о внесении в закладки, чтобы позже, отыскав свободное время, прочитать внимательно и вдумчиво. Вы охотитесь именно на таких - думающих - читателей. Но если бы вы не использовали правильного форматирования - с большой вероятностью такой читатель даже не стал бы присматриваться к статье. Его время слишком ценно, чтобы тратить на поиск ключевых идей, которые вы, как автор, так легко могли выделить, используя форматирование.