Групповые скидки: положительный тренд или новый пузырь .com?

Уже полгода блоггеры, аналитики, медиа, инвесторы, бизнес и, конечно, потребители говорят о новом мощный тренд в интернет-бизнесе и маркетинге в социальных медиа - специализированные сайты групповых покупок / скидок.

Особенность этих сайтов состоит в том, что покупка товара или услуги возможна при условии присоединения к соглашению заранее определенного количества потребителей за достаточно ограниченный промежуток времени. Сайты предлагают, как правило, одну сделку в день на определенной территории - город, район.

Такая услуга открывает уникальные маркетинговые возможности для малого и среднего бизнеса. Сайты групповых скидок позволяют объединить значительную аудиторию активных пользователей и офлайн бизнеса через социальные медиа. Донести информацию и предложить попробовать новый товар / услугу сразу большой аудитории потребителей. Т.е. соединяются сразу несколько важных функций: реклама, семплинг, продажа остатков товаров (или загрузки свободных человеческих ресурсов), формирование лояльности со стороны потребителей.

Для потребителей основным приманкой является скидка, которая часто достигает 70-80%. Конечно, когда перед глазами возникает цифра -50% -70%, это у многих вызывает искушение нажать «buy». Однако, чтобы получить товар со скидкой, нужно чтобы присоединилась определенное количество людей.

Локальная привязка сервиса дает возможность малому и среднему бизнесу заявить о себе значительному количеству людей на ограниченной территории. Такую функцию ранее выполняла местная пресса, но даже в США не так много популярных ежедневных местных газет, и читают их все меньше.

Часто сайты групповых покупок называют win-win технологии как для бизнеса, так и для потребителей. Эффективность этого инструмента для бизнеса мы опишем в одном из наших следующих материалов. В этом же сконцентрируемся на геосоциальной сервисе групповых скидок как бизнесе.

 

Успех Groupon и лавина новых проектов

Все началось со стартапа Groupon. В 2007 году его основатель Эндрю Мэйсон реализовал идею онлайн платформы, которая бы помогала людям объединяться и решать совместно важные или общественные проблемы. Платформа называется The Point.

Впоследствии у Эндрю Мейсона и его команды возникла идея использовать модель The Point для проекта, который должен сгруппировать людей вокруг покупок со значительной скидкой. Проект был запущен в ноябре 2008 года.

Успех сервиса Groupon, продажи которого достигли более $ 0,5 млрд., а стоимость компании оценивают в $ 1,5-2 млрд., привел к лавинного распространения клонов по всему миру.

Сегодня количество интернет-проектов групповых покупок со скидкой превысило 200 только в США, и приближается к 1000 в мире. В Украине подобных проектов около десятка. Среди них: Покупон, Купикупон, SuperDeal, Город24, Cheap & Now, Darberry, Biglion и Mojo.

Правда стоит отметить, что скопировать сайт Groupon - это только небольшая часть бизнес-технологии Groupon. Самая сложная часть бизнеса все же находится в оффлайне - в поиске потенциальных клиентов, которые смогут предложить действительно интересные скидки для пользователей.

Конкуренты не за горами

Бесспорно, что Groupon сейчас является самым известным проектом. Многие эксперты считают, что ему суждено стать в один ряд с eBay и Amazon. Несколько месяцев назад компания привлекла $ 135 млн. (большая часть этой суммы была привлечена от российской Digital Sky Technologies). Инвесторы верят, что Groupon является следующим мегахитом, который должен выстрелить на рынке акций.

Однако есть одна существенная проблема для Groupon - его бизнес-технологию очень легко скопировать, что и делают сегодня сотни конкурентов по всему миру. Доходит до того, что некоторые сайты полностью копируют дизайн и цвета Groupon. Другие же, например Living Social, тоже успешно привлекают инвестиции от венчурных фондов, поскольку инвесторы уверены, что на рынке есть достаточно места.

Living Social, которого рассматривают в качестве одного из основных конкурентов Groupon привлек в 2010 году $ 44 млн. инвестиций через выпуск облигаций для расширения своей сети на рынке США. Конкуренция на рынке быстро растет и это конечно будет влиять на доходность бизнеса. Да и потенциальные клиенты будут идти туда, где лучшие и интересные условия.

Однако в Groupon есть и преимущество - он первопроходец и наиболее известный проект, который увеличивает его аудиторию пользователей и возможности для ведения переговоров с потенциальными клиентами относительно максимальных скидок.

Еще одно преимущество - агрессивное расширение бизнеса Groupon. На сегодня компания присутствует на рынке 150 городов в США и еще около 100 в десятках других стран мира. С целью глобального распространения своего бизнеса, Groupon скупает успешные клоны (например в Европе - Citydeal, в Японии и России - Qpod и Darberry соответственно).

Groupon продолжает поиск крупных и успешных локальных проектов, чтобы приобрести их и соответственно расширить свой рынок. Владельцы локальных проектов имеют желание создать хороший и успешный ресурс, который потом захотят продать тому же Groupon. Не исключено, что Groupon при таких темпах роста сможет стать через несколько лет монополистом на рынке, если другие проекты не смогут составить ему достойной конкуренции.

Успех Groupon эксперты объясняют тем, что сайт занял не заполненную нишу на рынке интернет-коммерции. Компания взяла такую простую вещь как скидка и сделала ее популярной за счет социализации. Groupon является ярким примером того как социальные медиа могут дать толчок развитию бизнеса и появлению новых моделей бизнеса в интернете.

Groupon заявляет, что более 35 тыс. компаний хотят попасть на сайт, но только в одной из восьми есть такая возможность. Поскольку Groupon предлагает только одно соглашение в день (хотя в некоторых городах начал практиковать по несколько сделок), то соответственно количество мест под солнцем в год ограничено. Кроме того, каждая компания должна предложить значительную скидку на свои услуги или товар. Также предложение бизнеса не должна повторять другие предложения скидок.

Украинские сайты же попались на том, что предлагали своим пользователям соглашения на скидку, которую можно было получить бесплатно в рамках другой акции клиента.

Новые бизнес модели

Поскольку конкуренция на рынке растет: появляются и множатся сайты групповых скидок, некоторые новые стартапы решили пойти по другому бизнес-моделью и агрегирующим предложения различных сайтов групповых скидок с определенной локации. Так работает Yipit, который собирает информацию с более чем 130 сайтов групповых скидок. Проект DealOn также открыл биржу OfferEx для сайтов групповых скидок и владельцев бизнеса, которые хотят воспользоваться этим инструментом.

Рост конкуренции на рынке сайтов групповых скидок заставляет новые стартапы и действующих участников рынка искать пути усиления своих позиций на рынке. В частности, стала возрастать предложение программного обеспечения ориентированного на предприятия для создания собственного сервиса групповых скидок.

Wildfire разработал приложение для Facebook, которое позволяет создавать собственные соглашения групповых покупок со скидкой на собственной странице Facebook, Megachip Technologies предлагает софт для создания соглашений групповых скидок.

Groupon тоже старается не отставать от новых тенденций на рынке и недавно предложил своим клиентам новую услугу Groupon Stores. Эта услуга позволяет локальному бизнесу создавать страницы подобные Facebook-страниц на которых фаны могут фоловиты бизнес и получать доступ к групповых скидок этого бизнеса. Это позволит клиентам создавать собственные соглашения на групповые скидки, избегая очереди на главную страницу Groupon. В данном случае, можем предположить, что Groupon решил расширить свой рынок также и на 7 из 8 клиентов, не могут попасть на его главную страницу.

Но будет ли у небольшого, ограниченного в финансах локального бизнеса достаточно ресурсов и предложений, чтобы привлечь и удерживать пользователя на своей странице остается открытым. Кроме того, новая услуга будет нивелировать особенность и уникальность ежедневных сделок Groupon на своей главной странице.

На основе успеха Grouponьа многие прогнозируют дальнейшее бурное развитие этого сегмента бизнеса. Другие эксперты задают резонный вопрос - сколько локальных бизнесов, готовых снизить стоимость своих услуг на 50% и отдать еще от 30% до 50% своего дохода Groupon и как долго они готовы это делать. По мнению экспертов-скептиков, для того, чтобы Groupon достиг показателя продаж в несколько миллиардов в год и стал на один уровень с Amazon в online-to-offline коммерции, нужны тысячи и тысячи местных (локальных) бизнес с неограниченными возможностями продавать товары и услуги себе в убыток годами. Они считают, что новый тренд является ничем иным как призраком новой "dot-com" пузыря.

Конечно, здоровый скептицизм относительно перспектив успешности и прибыльности проектов групповых скидок должен быть. Однако, кажется, желающих использовать достаточно эффективный маркетинговый инструмент групповых скидок, позволяющий за относительно небольшие ресурсы проинформировать целевую аудиторию о себе и привлечь потенциальных клиентов, будет предостаточно.